Семен Павлюк (pavlyuk) wrote,
Семен Павлюк
pavlyuk

Categories:

Куритиба. Общественный транспорт

Куритиба – почти двухмиллионный город на юге Бразилии, то ли седьмой, то ли восьмой город страны. Но за пределами Бразилии он известен мало – не то что Рио, Сан-Паулу и Сальвадор. Но только не специалистам по городскому транспорту. Для них это почти святое место. Ведь именно здесь в 1974 году впервые в мире успешно внедрили систему скоростного автобусного сообщения, более известного в мире как Bus Rapid Transit (BRT). Сегодня она действует в 160 городах США, Китая, Турции, Колумбии, Аргентины, Индонезии и т.д.

 photo rIMG_0612_zpsaff82458.jpg

Мы не только подробно ознакомились с опытом Куритибы, но и побеседовали с создателем системы Жайме Лернером.



Жайме – очень открытый человек. Внешне чем-то напоминает Евгения Леонова в фильме «Джентльмены удачи». Готов говорить часами. У Жайме польско-еврейские корни – возможно поэтому он любит все, что связано с Россией, Украиной, Польшей и Восточной Европой вообще.

 photo rPF2_0147_zps86ee8ea1.jpg


Жайме успел побывать и губернатором штата Парана, и мэром Куритибы. На посту последнего он и реализовал идею скоростного автобусного сообщения.
В начале 1970-х население Куритибы составляло 750 тысяч человек. Прогнозы предвещали близящийся статус миллионика, а дорожно-транспортная система была к этому совсем не готова. Что бывает, когда на дорогах появляется слишком много машин было прекрасно видно на опыте Рио и Сан-Паулу. На метро денег не было. Решили делать альтернативу метро – метроавтобусы, которые ходили бы по выделенным полосам. В 1974 году проект был запущен.

 photo rPF1_8986_zps913667f4.jpg

В итоге сегодня системой BRT пользуется более двух миллионов человек в день. Причем многие сознательно переходят на нее с личного автостранспорта. По сравнению с другими крупными городами страны Куритиба использует на треть меньше топлива на душу населения. Здесь один из самых низких показателей загрязнения воздуха в урбанистической Бразилии.

Как это работает?

Существуют выделенные под метробусы полосы, располагающиеся как центральная полоса на проезжей части. Они отделены от полос прочего автотранпорта.

 photo rIMG_0616_zps98819583.jpg


По ним с регулярностью московского метро ездят такие вот многосегментные красавцы.

 photo rIMG_0552_zpsa653cd78.jpg



Вот как это выглядит сверху

 photo rIMG_0561_zps79e73de2.jpg


По обеим сторонам автобусной полосы расставлены остановки

 photo rIMG_0615_zps65ff70e5.jpg


Заход в них – через турникеты, т.е. платить надо на входе в остановку, что очень экономит время посадки в автобус

 photo rIMG_0633_zps30b276e8.jpg


Автобусный маршрут один – как линия метро. Существуют станции пересадок, где, не выходя из терминала, можно пересесть на другой автобусный маршрут. Это едва ли не главный плюс для малообеспеченных пассажиров. Если раньше, чтобы добраться до работы надо было сменить несколько автобусов (и заплатить за каждый), то теперь все умещается в одном билете.

 photo rIMG_0637_zps4ed55b6c.jpg


Автобус подъезжает к остановке. На специальные крылечки остановки опускаются блокирующие двери ступеньки.

 photo rIMG_0635_zpsd47a3b97.jpg



И люди заходят

 photo rIMG_0624_zpsb995d964.jpg


Метробусы ездят быстро и без пробок. Так что собственные временные транспортные затраты можно предсказать с такой же точностью, как и в случае с метро.


Кстати, в Куритибе есть и обычные автобусы, которые ездят по менее популярным, не-магистральным маршрутам

 photo rIMG_0554_zps92e8da51.jpg


Сегодня компания, которую возглавляет Лернер, разрабатывает SMART-системы городского транспорта. Связки метро с городскими автобусами, городские велосипеды и электромобили.
Как я понял, особый упор делается на последнее.

 photo rPF2_0151_zps24c7e7bd.jpg


По мнению Лернера городской автомобиль будущего должен выглядеть примерно так. Дешевый в производстве (он чуть ли не из картона), с небольшой скоростью – это, в т.ч., сделано для минимизации жертв при столкновении.
Должны быть городские парковки (по принципу велопарковок), где приехавшие на общественном транспорте или на личном авто люди пересаживались бы на такие машинки и уезжали по своим делам.

Но это дело будущего. А сегодня так хорошо прокатиться на автобусе. Быстро и без пробок.


 photo rIMG_0613_zps0a35b289.jpg
Tags: Бразилия, ЮЖНАЯ АМЕРИКА, дневники и травелоги, планета футбола, путешествия, фотоотчет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments