Семен Павлюк (pavlyuk) wrote,
Семен Павлюк
pavlyuk

Category:

Радио Африка. День 22-23. Поезд вглубь континента

Пришло время сменить вектор движения. Поворачиваем на запад и уходим вглубь континента, прощаясь с побережьем Индийского океана. Вместо паромов и рыбацких лодок – железная дорога, по которой мы едем к границе Малави.

 photo resIMG_8086_zpsf00b3613.jpg




Железная дорога – совсем не африканский способ путешествия. Знаменитый тревел-писатель и большой поклонник ж.д. путешествий Пол Терру объехал по рельсам Азию, Европу и Америку, но когда дело дошло до трансафриканского путешествия – пришлось пересаживаться на автобусы.

 photo trainlines-global-600x292_zps17b4352b.png


Конечно, при первой возможности он снова садился в купейный вагон, но это были лишь эпизоды во время его маршрута от Каира до Кейптауна, описанного в книге Dark Star Safari.

Карта железнодорожной сети Африки – воплощение колониального развития континента.

 photo africarail_zps3e4d432c.gif


Европейские державы тянули линии вглубь Африки, чтобы вывозить оттуда ресурсы в порты на побережья. От Порт-Харкота до плато Джос в Нигерии, чтобы вывозить олово. От Фритауна до Пендембу в Сьерра-Леоне для вывоза орехов кола. От Аккры до Кумаси в Гане ради золота. От Абиджана до Бобо-Диуласо в Верхней Вольте ради хлопка. И так далее.

Железная дорога символизировала освоение территории вглубь. Англичане строили дорогу от побережья к берегу озера Виктория, немцы – к берегам озера Танганьика, а французы – к дуге реки Нигер.

Это были важные стройки. Здесь не считались с финансовыми расходами и человеческими потерями. На кону был престиж и геополитика. Но это были отдельные ветки отдельных колоний. Никакой попытки соединить их в систему, разумеется, не предпринималось.


Был, конечно, масштабный проект Сесиля Родса, мечтавшего соединить железнодорожными путями Каир и Кейптаун, но при его жизни Британия так и не получила контроля над всем восточноафриканским побережьем. Зато, благодаря его усилиям, железная дорога добралась от Кейптауна до водопада Виктория.

 photo britemp8_zpsec3840b1.jpg


После освобождения от колониальной зависимости независимая Африка также не спешила опутывать себя рельсами. Более того, некоторые железнодорожные ветки даже стали отмирать (от Людерица вглубь Намибии, от Джибути в Эфиопию), многие пришли в весьма плачевное состояние. Из масштабных строек вспоминается лишь дорога Тан-Зам, связавшая города Медного пояса Замбии с танзанийскими портами. Но и она скорее говорит об ресурсно-экспортном характере развития железнодорожной сети.

В общем, для путешествия по железной дороге в Африке для начала до этой железной дороги надо еще добраться. Но уж кто доберется, того ждет колоритное, настоящее африканское путешествие.

Еще один африканский парадокс. Железных дорог в Африке мало. Но часто, если они есть – это единственный способ передвижения. Хотите пересечь Танзанию с востока на запад? Садитесь на поезд. Хотите попасть из Северного Мозамбика в Малави? На поезд!

Из города Нампула в город Куамба идут ж.д. пути, а вот автодороги так толком и не построили. Конечно, сейчас ее уже начали прокладывать китайцы, но, как минимум еще пару лет, поезд будет безальтернативным вариантом.

Город Нампула не стоит на океане. Мозамбикская ж.д. подчеркивает сразу обе главные черты африканских «железок»: все ветки идут от океана вглубь страны и все они теряют значение в перевозках, особенно в пассажироперевозках. На ветке Накала-Нампула-Куамба-Малави пассажирские поезда ходят только на отрезке Нампула-Куамба. Так что добираться до самой Нампулы надо опостылевшими уже маршрутками.

 photo Map_Mozambique_zps68c75bf7.png

Снова загрузка мешков с сушеной рыбой. Снова бессмысленное кружение по деревням в поисках пассажиров. Снова тесное нутро африканской маршрутки.
В каждой стране у нее собственное имя. В Кении – матату. В Танзании – дала-дала. В Мозамбике – чапас.

Ехали, по-моему, два с половиной часа. Но это так, по ощущениям. Мы уже перестали вести учет времени при переездах. Зачем? Потом пересадка в какой-то деревеньке – и новая маршрутка, на этот раз побыстрее и попросторнее (так мне, по крайней мере, запомнилось, хоть я и сидел на небольшой приступке за водительским сидением).

Чем ближе к Нампуле, тем красивее вокруг. Дорогу обступают гигантские валуны-скалы – мечта любого скалолаза. Что-то похожее я уже видел в Намибии и в Зимбабве. Да тут и широта почти такая же.

 photo resIMG_8072_zps61b27d77.jpg

Сразу несколько пассажиров предупредили нас, чтобы мы были осторожнее с фототехникой. Предупреждение небесполезное для Северного Мозамбика, где мы уже успели расслабиться от дружелюбной и почти курортной атмосферы.

Вообще-то Мозамбик сегодня стоит на пороге гражданской войны. Оппозиционная партия РЕНАМО прервала многолетнее перемирие с партией власти ФРЕЛИМО, и в центре страны уже началось что-то наподобие вялотекущих военных действий. То на пост нападут, то автоколонну обстреляют. Экспаты с севера страны не советуют пока ехать на юг, т.к. ситуация в районе городе Бейра (центр страны) непонятна.

Правда, мы встретили немецкого автостопщика, который как раз приехал с юга страны. По его словам пока ситуация на дороге спокойная. Просто на проблемном центральном участке формируются караваны по 200 машин, которые идут под конвоем армии. Примерно как в Египте лет десять назад. Но на собственной машине я бы туда сейчас соваться не стал.

 photo resIMG_8065_zps2c481775.jpg


Нампула – второй город страны, хоть это совершенно и не ощущается. В центре несколько зданий выше 5 этажей, в остальном застройка очень провинциальна и малоэтажна.

 photo resIMG_8067_zpsbc222a53.jpg


Магазины здесь напоминают кубинские – как по ассортименту, так и по антуражу. Эдакий тропический социализм времен дефицита. Электричество подается с перебоями. Впрочем, магазины не особо дожидаются темноты, дружно закрываясь в шесть вечера. После чего на улицах становится пустынно и небезопасно. Город засыпает, просыпается мафия.

 photo resIMG_8068_zps990e11a5.jpg

В общем, тут и днем не особо с безопасностью. По пути от автостанции за нами увязалась парочка мелких оборванцев, явно ждущая момента, чтобы что-нибудь стянуть. А хозяйка гестхауза просто не выпустила меня на улицу, увидев кофру с фотоаппаратом на плече. Заявила, что 100% ограбят. Пришлось отдать ей фотоаппарат на сохранение в обмен на возможность выйти за дверь.

Местные уличные банкоматы при выдаче денег издают довольно громкий звук, так что поворачивается вся улица. Мы решили, что для выдачи крупных сумм им еще надо добавить звук джек-пота в игровом автомате.

Прогулка по Нампуле имеет одно направление – к ж.д. вокзалу. У маленького окошка касс огромная очередь, как перед важным футбольным матчем. Но те, кто покупает билеты на завтрашний поезд во 2 класс, идут вне очереди. Точнее даже не идут. Следящий за порядков сотрудник то ли ж.д., то ли полиции берет деньги, сам идет к кассе, расталкивая толпу, и приносит обратно билеты со сдачей. Услуга бесплатна – билеты стоят заявленные на грифельной доске 400 метикалей (примерно 400 рублей).

Вставать на поезд надо в 4 утра. Ну кого это уже удивляет! У вокзала две здоровые очереди: мужская и женская. Почему-то запускают в поезд раздельно, хотя внутри все снова смешиваются. Хорошо, что для пассажиров 2-го класса и здесь отдельная очередь, не на 300, а на 20 человек.

В 5-15 утра в поезд начинают пускать пассажиров. ЮАРские вагоны 1975 года могли бы быть в куда худшем состоянии (не верите – посмотрите на швейцарские вагоны на мавританской ж.д. ).

 photo resIMG_8129_zpsef5d1bab.jpg


Второй класс оказался на удивление приличным. По три полки на каждой стороне

 photo resIMG_8114_zps8cc8553c.jpg


А главное пассажиров было строго по числу мест – мы не могли поверить своему счастью. Наконец-то личное пространство при путешествии!

Конечно, в поезде нигде не было стекол, да и двери не закрывались – но так даже прохладнее. Когда на улице +35, стекла на окнах – последнее, что нужно.

 photo resIMG_8121_zps1f5f3355.jpg


Но больше всего мы были рады, что не купили билеты в 3 класс, где места нелимитированы, и пассажиры едут в давке воскресной электрички 10 часов кряду.

 photo resIMG_8132_zps53ba5a90.jpg


Ехать до Куамбы – 10 часов. Пейзажи из окна – очень хороши.

 photo resIMG_8111_zpsa7679f0a.jpg

Передний план, правда, немного подкачал. Зато можно наблюдать всю цепочку подсечно-огневого земледелия в XXI веке. Крестьяне выжигают миомбо, и пашут прямо между обугленных стволов.

Самое интересное – это остановки. Все это мне напомнило плавания по Енисею или Ангаре, где приход каждого теплохода или ракеты – событие, на которое высыпает вся деревня. Кто-то поглазеть, но многие – поторговать.


 photo resIMG_8082_zps34dbefa3.jpg


 photo resIMG_8071_zps64e1a770.jpg


Каждая остановка отливается золотом.


 photo resIMG_8074_zpsba4c0ceb.jpg

На голове почти каждого продавца тазик с медового цвета манго. Словно мы конкистадоры, к которым доверчивые индейцы тащат золотые изделия своего Эльдорадо.

 photo resIMG_8078_zpsbdc39de3.jpg


Цены какие-то уже совсем нереальные. За огромный пакет сочнейших манго (килограмма три, не меньше) мы заплатили 5 рублей. Манго продаются не в штуках, а пакетами, тазами, канистрами. И все равно вдоль дороги обсыпные деревья с золотом плодов в зеленой листве.


 photo resIMG_8079_zpsdd24140b.jpg

 photo resIMG_8080_zps4964d98f.jpg


Поездка превращается в нескончаемый манговый пир. Весь поезд, дружно высунувшись из окон, поедает фрукт за фруктом, оставляя за составом след из дынного цвета кожурок.

 photo resIMG_8096_zps195f95be.jpg


Также в розничной продаже лаймы, бледно-розовые помидоры, лук и мелкие бананы по рублю за штуку.

 photo resIMG_8098_zps32967f96.jpg

При желании можно даже купить курицу

 photo resIMG_8073_zpsa02aaccc.jpg


Но лучше всего просто наблюдать за людьми

 photo resIMG_8094_zps3dc8fdcd.jpg

Железнодорожное путешествие против автобусного – вечный спор, что лучше. Железная дорога обычно комфортнее, но автобус ближе к окружающему пространству. За последнее я, как географ, предпочитаю автобус, но для долгого путешествия нет ничего лучше, чем вытянутся на плацкартной полке и просто смотреть в окно.

 photo resIMG_8090_zpsc9ffe678.jpg


И тогда даже самые однообразные пейзажи западного Казахстана, южной Монголии и Западно-Сибирской низменности становятся медитативно-поучительными. А уж на исходе месяца африканского путешествия – это просто нирвана. Иметь одновременно возможность куда-то ехать и вытянуть ноги. Забираться вглубь Африки. Континента, раз попав в который, уже никогда толком не выберешься.

 photo resIMG_8095_zpsf5ba895f.jpg
Tags: АФРИКА, Мозамбик, дневники и травелоги, путешествия, фотоотчет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 45 comments