Семен Павлюк (pavlyuk) wrote,
Семен Павлюк
pavlyuk

Categories:

Гданьск. Судоверфь (имени Ленина)

Эту судоверфь знают, наверное, во всем мире. Ни один фильм о Польше (особенно западных телекомпаний) не обходится без сюжета о ней. Мы не стали делать исключение для нашего фильма про Гданьск

Здесь, на гданской судоверфи имени Ленина расцвело профсоюзное движение "Солидарность". Демонстрации рабочих и популярность "Содидарности" стали одной из главных причин падения системы социализма в Польше. А электрик верфи и лидер "Солидарности" Лех Валенса стал президентом страны.

Photobucket


А вот для самой верфи приход капитализма стал почти фатальным. Еще пару лет назад банкротство и закрытие легендарной судоверфи казалось неминуемым. Помощь пришла из бывшего Советского Союза...




Гданьская верфь имени Ленина положила начало всей судостроительной промышленности Польши. И хотя сегодня самые большие корабли создаются на верфи имени Парижской коммуны в Гдыне, а верфь имени Адольфа Варского в Щецине также опередила гданьскую верфь по количеству ежегодно спускаемых на воду новых судов, - все же самые сложные и самые автоматизированные польские корабли выпускаются именно гданьской судоверфью.

Среди работников гданьских верфей - больше всего друзей Советского Союза. И это неудивительно. Ведь на гданьских верфях были спущены на воду многочисленные рыболовецкие траулеры, танкеры и прочие суда, плавающие под советским флагом. Совместная разработка проектов, приемы готовых кораблей и ремонт - все это сближает.

Лех Кшижановский.
Гданьск.
Издательство "Искусство" 1980.




В начале 21-го века судостроение в Польше почти полностью загнулось. Закрылись верфи в Гдыни и Щецине. На очереди была гданьская судоверфь.

Photobucket


Спасли завод украинские бизнесмены, выкупившие 75% акций завода (25% продолжает владеть государство).

Photobucket


Photobucket


Пояса, конечно, пришлось затянуть туже некуда. Территория завода сократилась вдвое (на проданной половине теперь, помимо прочего, строят яхты). А количество рабочих – в 10 раз! С 17-20 тыс. в социалистические времена до 1700 человек сегодня.

Photobucket


Пришлось и диверсифицировать производство.

Photobucket


В цехах с ноября 2010 года собирают ветряки для германского рынка.


Photobucket




Хотя традиционную специализацию завод не забыл. Корабли по-прежнему спускают на воду.

Photobucket



Через месяц должны закончить вот эту громадину парома для Норвегии.

Photobucket



Photobucket



Панорамное фото сборки парома.

Photobucket



Около верфи – небольшой цех, где работал Валенса.

Photobucket


Старая проходная (сейчас она почти не используется) с вывеской, которая есть в каждом путеводителе по Польше.

Photobucket



На площади перед ней в 1980 открыли первый в стране памятник жертв противостояния с социалистическими властями.

Photobucket



Это напоминание о расстреле бастующих рабочих в 1970 году в Гдыне.

Памятников и мемориальных плит здесь теперь много. На заднем плане – растущее здание музея «Содидарности».

Photobucket


А вот панорамное фото, позволяющее оценить размеры будущего музея.

Photobucket



Общий вид верфи.

Photobucket



"Ни один общественный конфликт не должен решаться силой". Это необходимо помнить правящим во все времена

Photobucket





Фильм про Гданск в эфире "России-2" в воскресенье, 6 мая, в 14:50.
Tags: ЕВРОПА, Польша, планета футбола, путешествия, фотоотчет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments