Previous Entry | Next Entry

Для каждой страны или региона существует иконический ландшафт – пейзажный образ, слайд, который первым всплывает у нас в голове, едва мы слышим название топонима. Пустыня с пирамидами на горизонте для Египта, холмы Тосканы для Италии, виды Фудзи для Японии, пляжи с кокосовыми пальмами для Таиланда, горы с бегущей по ним Великой Китайской стеной для Китая.

Ландшафт может быть городским (небоскребы Манхеттена, каналы Венеции и колоритные рынки Ближнего Востока) или центрированным на одном объекте (Эйфелева башня, Сиднейский Оперный театр, Собор Василия Блаженного). Это могут быть пейзажи с известных картин (рериховские Гималаи, Прованс Ван Гога, Ближний Восток Девида Роббертса) и кадры из кинофильмов («толкиеновская» Новая Зеландия и Австралия «Крокодила Данди»). Но первичный набор таких изображений не такой уж и большой.

По приезду в страну обычно оказывается, что наш иконический ландшафт подпорчен современной застройкой, толпами туристов или погодой. Великая Китайская Стена тонет в дымке и смоге. Пирамиды Гизы и Тадж-Махал штурмуют легионы туристов и липнувших к ним продавцов сувениров. Улочки ближневосточных медин обезображены пучками проводов, бетонным строительством, пустыми пластиковыми бутылками и прочими неаутентичными элементами.

Примерно об этом писал Боттон в первом эссе книги «Искусство путешествий». По приезду автора на Барбадос оказалось, что остров состоит из гораздо большего (и гораздо более обыденного, прозаического) числа вещей, чем пляж с белоснежным песком и уютный номер в отеле на берегу.

Я не исключение из правил. Далеко не всегда мне удавалось найти свой иконический ландшафт. А, найдя, удовлетвориться им. Поэтому я особенно рад, что путешествие по Монголии с самого начала подарило мне воплощение моего образа страны. Монголию моих грез.

Мой иконический ландшафт Монголии – заглавная фотография из статьи коллеги по факультету Оксаны Климановой в одном из первых номеров журнала «Гео» (год эдак 97-й). И первые два дня похода по западному берегу озера Хубсугул явили точно такой же пейзаж, что и на той фотографии: зеленая, всхолмленная степь, горы на горизонте, сотни черных точек пасущихся коров, белая юрта и всадник на лошади. Этими элементами, фактически, исчерпывается степная Монголия. Но это как раз то случай, когда все гениальное просто. И картина не надоедает на протяжении километров и дней.

09.08
День номер ноль. Добраться до озера.

От популярного среди туристов поселка Аршан (о нем, как и о Ольхоне потом напишу отдельно) в 9 утра сесть на автобус до поселка Кырен.

Кырен приятно смотрится на фоне гряды Тунскинских гольцов

Photobucket

В панораме выделяется буддийский дацан, открытый 6 августа 2011 г., т.е. за три дня до нашего приезда

В час дня уходит маршрутка на Монды (100 руб.). Дорога до Монд уже почти полностью заасфальтирована, так что ехать час с небольшим.

Монды – центр Азии. Так сказал Обручев, а с классиком трудно спорить. Пусть даже центр Азии уже есть в тувинском Кызыле.

Photobucket

Фотографируемся перед началом пути. Игорь, Люба, Саша и я.

Монды – край Российской Вселенной. Дальше начинается Монгольская Степь. До границы всего 12 км. Как у любого порядочного края вселенной тут есть свой ресторан. Двухэтажный, с евроремонтом и финскими унитазами он довольно нелепо смотрится на фоне изб. Но такова уж его функция. Кстати кормят тут дешево и вкусно. Теперь неделю будем есть только содержимое рюкзаков.

За поселком застава, до которой нас провожает местная жительница неопределенного возраста и мальчишеского вида. Сержант милиции (видимо реформа до этих мест еще не добралась). По пути объясняет особенности местной жизни: «С утра чаплашку вмазал, и нервы в порядке. А без этого – тяжело».

На заставе предупреждают, что граница закрывается через 2 часа (в шесть вечера). Впереди 12 км пути – явно не успеваем. Но нам везет – догоняет монгольский УАЗик до поселка Ханкх, т.е. до самого озера. Это 12 км до границы и еще 30 км от границы до Ханкха. Экономия дня пути. Улыбчивая монгольская семья готова везти до Хатгала (они поедут по восточному берегу озера). Но мы хотим дойти до Хатгала пешком по западному берегу.

Немного географии.
Хубсугул – меридианально вытянутое озеро в северной Монголии. За красоту пейзажа и чистоту воды прозвано «младшим братом Байкала». Его южная часть – одна из главных туристических достопримечательностей страны со множеством юрт-кемпингов и турбаз, тогда как северная часть почти необитаема и практически лишена туристов кроме редких русских рыбаков (как написано в Лонли Планет – vodka-fishing tourists).

Photobucket

По восточному, более пологому берегу идет грунтовая дорога, а по западному, где горы подходят вплотную к озеру, лишь лошадиная тропа, кое-где почти исчезающая. Идти гораздо интереснее по западному берегу. Что мы и сделали.

Шестидневный пеший маршрут (около 180 км) можно разбить на три части. Первые два дня – степной участок с редкими хуторами и зимовьями. Вторые два дня – горно-таежный участок вообще без людей. И последние два дня – выход из тайги обратно в степь к турбазам и кемпингам.

Игорь уже ходил этим маршрутом, и на этот раз скорректировал его в сторону упрощения. Было решено не огибать по периметру заросший тайгой полуостров на северо-западе озера, а срезать его по заболоченной степи. Это экономило день пути.

Но обо всем по порядку.
На границе встретили джипы с иркутскими номерами. Ребята проехали 180 км по восточному берегу озера за два дня. Машины покрыты плотным слоем грязи.

Границу перешли без проблем и затряслись по уходящей за горизонт монгольской грунтовке. С первого взгляда, та же Бурятия: те же УАЗики, та же степь, даже деревянные дома такие же. Вот только юрт и пасущегося скота стало больше.

В Ханкхе (малоинтересный поселок, похожий на прибайкальские) на всякий случай разменяли в магазине рубли на тугрики. Многие надписи здесь еще на русском. Других туристов нет. Выбегающие навстречу дети кричат «Здрасте». Правда, на этом их знание русского обычно заканчивается.

К закату добрались до места ночлега (6 км от Ханкха). В сумерках прозрачный Хубсугул прекрасен.

Photobucket

Здорово вновь ощутить себя в дикой местности. Приготовить ужин на костре. Забыть о цивилизации. И знать, что ближайшие дни все будет точно так же.

10.08. День первый. Степной.

В первый день дорога еще была широкой и набитой.

Photobucket

Иногда нас даже обгоняли мотоциклы и даже УАЗы. Это местные жители разъезжали по своим делам.

Но чаще всего это были всадники. Что лошади, что УАЗы лихо перебирались через перерезающие путь речушки. Нам приходилось идти вброд. Вода тут ледяная. Хорошо, что она никогда не поднималась выше икры. Удачно выбрали сезон.

Вторая удача – отсутствие дождя. Он не раз подбирался вплотную. Гроза гремела неподалеку. Небо угрожающе хмурилось. Ветер даже доносил капли дождя. Но нас так ни разу и не накрыло.

Photobucket

Редкие хутора и всадники картину не портили. Наоборот. Они прекрасно дополняли пейзаж и атмосферу.

Будь то всадник на коне, пасущий стадо

Зимовье

Или юрта

Даже сама дорога, вьющаяся в бесконечность

Это не наступление цивилизации на естественный ландшафт, но симбиоз, органичное врастание в него. Монголия может сколько угодно напоминать Бурятию УАЗами и деревянными домами. Но никакие мотоциклы и солнечные батареи не изменят менталитет степных жителей и их уклад жизни, который остался неизменным со времен Чингизхана.

Photobucket

А потому действительно Монголия – одно из немногих мест в мире, которое почти не тронули современная культура и цивилизация.

Главный житель этих мест – не лошадь, а вот это немного странный на вид зверь.

Тело коровы, шерсть яка, стрижка овцы, хвост лошади и голос то ли свиньи, то ли носорога (громкое хрюканье-фырканье). Я прозвал этого шерстистого красавца «бяк» (быко-як). Несмотря на свои (часто) внушительные рога – бяки довольно пугливые животные.

Хватает и дикой фауны. Огромные орлы, высматривающие шныряющих вокруг сусликов, гуси и бакланы на озере.

Пейзажи – чем дальше, тем лучше.

Photobucket

Идти пока легко. Даже редкие заболоченные участки не портят картину.

За день прошли 34 км.

11.08.
День второй. Болотный.

Часть пути в этот день все еще шел по тропе, но в основном это было преодоление болота.

Со стороны оно выглядит почти идиллически.

Photobucket

Но прыгать по кочкам быстро устаешь. А между ними вода, в которой рано или поздно искупаешь ноги.

Хорошо, что временами все же встречались участки сухой степи.

(В горах, совсем рядом с нами идет дождь).

Озеро поначалу было рядом, но потом мы ушли «в тень» полуострова, и оно отдалилось до вечера.

Photobucket

На привале. Большой Саян от нас все дальше и дальше.

Последние 15 км тропа тяжелая. Череда болот и каменистых отмелей (пересохших русел рек). Колея УАЗа легко угадывается как тропа, но там где проскочит русский джип, нам угрюмо брести с мокрыми ногами.

Напоминает путь хоббитов по болотам под Мордором.

Еле дошли до кромки леса. Степь кончилась. За день прошли 28 км. Сил не осталось, но закат над озером оказал терапевтическое действие.

Photobucket

Ночь очень звездная и очень холодная. Выход из палатки в туалет как выход в открытый космос. С утра углубимся в лес. Горы подступили к самому озеру. Тропа скоро истает. Монгольская Степь на время уступает место Тайге. Впереди самая сложная часть похода.

( 41 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
yarowind
Sep. 1st, 2011 07:17 pm (UTC)
Монголия и болота, никогда бы не подумал:).
pavlyuk
Sep. 1st, 2011 07:21 pm (UTC)
фактически, это заболоченные луга вдоль озера
(no subject) - vdinets - Sep. 1st, 2011 07:47 pm (UTC) - Expand
arnau
Sep. 1st, 2011 07:42 pm (UTC)
Спасибо за монгольский отчет. Надеюсь, будет продолжение.
pavlyuk
Sep. 2nd, 2011 04:36 pm (UTC)
попробую в ближайшее время выложить
mishbanych
Sep. 1st, 2011 07:45 pm (UTC)
Красота! Саше привет)
pavlyuk
Sep. 2nd, 2011 04:48 pm (UTC)
передал)
dalyeth_ok
Sep. 1st, 2011 08:09 pm (UTC)
потрясающие ландшафты. там кроме вас туристы бывают? чужеродно смотрятся фигуры с рюкзаками
pavlyuk
Sep. 2nd, 2011 04:50 pm (UTC)
бывают. но редко)
по мне так человек с рюкзаком гармоничен на фоне любой природы)
trasyy
Sep. 1st, 2011 08:26 pm (UTC)
Отлично! Впечатляет!
Сколько там пробыли?
pavlyuk
Sep. 2nd, 2011 04:52 pm (UTC)
поход занял 5 с половиной дней. Прошли 155 км + последние 30 км до Хатгала автостопом. Можно быстрее - уже вечером пятого дня были возможности уехать стопом в Хатгал. Ну и в принципе можно быстрее идти - мы особо не торопились
(no subject) - evendym - Sep. 2nd, 2011 06:52 pm (UTC) - Expand
umra
Sep. 1st, 2011 08:37 pm (UTC)
красиво, конечно!
sergeyk2006
Sep. 2nd, 2011 01:21 am (UTC)
красота
Прекрасные места и прекрасное путешествие...!
На фотографиях хорошо показана красота этих мест, которая дополняется сказочной красотой девушек, мелькнувших на одной из фото...!
pavlyuk
Sep. 2nd, 2011 04:54 pm (UTC)
Re: красота
спасибо
девушки есть и на других фото, но там они закрыты рюкзаками )
baraniy_bok
Sep. 2nd, 2011 06:02 am (UTC)
никогда не слышала про бяков))
какие забавные животные..
pavlyuk
Sep. 2nd, 2011 04:55 pm (UTC)
в гималайской Индии видел нечто подобное - там их называли дзохи. Хотя они были куда больше похожи на яков
(no subject) - se_boy - Sep. 3rd, 2011 05:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - baraniy_bok - Sep. 3rd, 2011 06:02 am (UTC) - Expand
algol78
Sep. 2nd, 2011 08:05 am (UTC)
Очень здорово, даже в груди защемило от восторга :) Жду продолжения!
Можно чайниковский вопрос по картам - впервые такое вижу. Что значат фиолетовые пунктирные линии "-1 градус", "-2 градуса" и фиолетовая же штриховка?
evendym
Sep. 2nd, 2011 09:44 am (UTC)
"бяки" - видимо, то, что называется "хайнак", впрочем, я слышал слово "сарлык", но яндекс думает, что сарлык = як
muallaka
Sep. 2nd, 2011 04:26 pm (UTC)
"Сарлык" - да, это чистый як. А для обозначения помесей яка и коровы у монголов есть около полудюжины слов, в зависимости от того, каков процент ячьей крови и кем был каждый из родителей теленка (як, помесь и т.д.))
(no subject) - pavlyuk - Sep. 2nd, 2011 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavlyuk - Sep. 2nd, 2011 04:56 pm (UTC) - Expand
murzillo
Sep. 2nd, 2011 09:47 am (UTC)
пейзажи просто нереально прекрасные.
pavlyuk
Sep. 2nd, 2011 04:59 pm (UTC)
Монголия (особенно Северная) - одна из самых красивых стран, что я видел
muallaka
Sep. 2nd, 2011 04:16 pm (UTC)
Нам монголы объясняли, что Ханх - это название сомона, то бишь района, а поселок называется Турт, хотя на всех русских картах он почему-то обозначен, как Ханх.
Мы в 2007-м прошли на конях по восточному берегу. Если интересно сравнить ощущения - http://muallaka.livejournal.com/35078.html.
pavlyuk
Sep. 2nd, 2011 04:58 pm (UTC)
интересно про Турт
но монголы, что нас везли до Ханха его тоже Ханх называли. Хотя они не оттуда родом
про путешествие обязательно почитаю
(no subject) - pavlyuk - Sep. 2nd, 2011 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muallaka - Sep. 2nd, 2011 05:32 pm (UTC) - Expand
se_boy
Sep. 3rd, 2011 06:00 am (UTC)
>>>Далеко не всегда мне удавалось найти свой иконический ландшафт.

Потому-то и надо ездить в страны типа Монголии, Пакистана, Непала...

Слушай а всю путешествие сколько времени заняло? Сколько километров? Вообще почаще бы выкладывал материал, сердце просит :)

Когда в Москве будешь?
pavlyuk
Sep. 4th, 2011 06:53 pm (UTC)
Забавно, что иконический ландшафт Пакистана для нас - горы, хотя это скорее равнинная, жаркая страна

Путешествие продолжается. После Ольхона и Хубсугула пересекли Монголию и уже почти 2 недели едем по КИтаю. Сейчас в Сиане, через неделю с небольшим планируем добраться до Вьетнама, где еще будем кататься 2 недели. В самом конце сентября в Москву.

Что касается Хубсугула, то от Ханкха до Хатгала 180 км. Мы прошли 155, остальное стопом. Материал попробую теперь выкладывать чаще

В Москве появлюсь 27 сентября.
(no subject) - se_boy - Sep. 4th, 2011 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavlyuk - Sep. 4th, 2011 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - se_boy - Sep. 4th, 2011 08:13 pm (UTC) - Expand
siron_nsk
Sep. 4th, 2011 01:16 pm (UTC)
Имею опыт длинных прогулок - мой рекорд 32 км., и это по городу. Прекрасно помню свои ощущения - больше, казалось, пройти невозможно, ноги подкашиваются. Как вы пять дней подряд по 30 км. в день делали - уму не растяжимо...
pavlyuk
Sep. 4th, 2011 06:47 pm (UTC)
имхо, по городу с его светофорами и переходами дорог сделать тридцатник сложнее, чем по дикой, но относительно ровной местности. Другое дело, что по городу обычно без тяжелого рюкзака бродишь

Среди моих знакомых есть люди, которые и по 50 в день ходят. Мне до них далеко. Все дело в тренировке )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 41 comments — Leave a comment )