Семен Павлюк (pavlyuk) wrote,
Семен Павлюк
pavlyuk

Category:

А ля гар ком а ля гар

Photobucket

Дело близилось к полудню. Автобуса все не было, хотя, по расписанию он должен был увезти нас из столицы Нигера еще в четыре утра. В очередной раз пришел начальник вокзала. Удостоверившись, что у нас все в порядке, он заверил, что автобус будет (теперь его ожидали к двум часам дня) и, как бы между делом, обронил: «Ну вы, вообще, с территории вокзала не уходите. А то вчера вечером опять двух французов похитили». Для Нигера это стало уже почти будничным делом.

«А где их похитили?», - в ответ я ожидал название какого-нибудь северного городка или отдаленной провинции.
«Да прямо здесь! В центре Ниамея. Вчера вечером силой увели из ресторана, где они ужинали».

Вот тебе раз. А ведь мы тоже вчера ужинали в ресторане Ниамея.



Правда мы ужинали в китайском ресторане. И кроме нас в нем еще было человек тридцать китайцев, так что у похитителей бы глаза разбежались. Столько «белых».
Китайцы тут тоже белые. По крайней мере, они занимаются сейчас тем же, чем раньше занимались белые: добывают уран, строят дороги, ищут нефть. Так что я не удивляюсь, почему на улицах, видя что я не говорю по-французски, люди спрашивают не «Америкэн?», как в Мали, а «Шине»?

Автовокзал SNTV (главная автобусная компания страны) в Ниамее просто образцовый. Огороженная территория, чистый зал ожидания, специальный домик, где ночуют ожидающий автобус пассажиры. Есть кран с водой, туалет и даже душ! В общем, отличное место для бесплатного ночлега, тем более что платный ночлег в столице Нигера довольно дорогой.

Неторопливо сварив себе ужин, мы уже было поставили палатку в укромном уголке дво ра станции, как к нам подошел прилично одетый господин, к тому же говорящий на английском языке. Узнав, что мы едем в Котону, он сразу же нас «обрадовал», что автобус сломался по дороге и будет только в 10 утра. Также он распорядился впустить нас в домик к ночному сторожу – места в нем хватило и на нашу палатку, и на рюкзаки.

Автобусы в Западной Африки – горькая песня, хоть и совершенно необходимый опыт для чувства региона. Во время автопробега мы слышали от встречных бэкпекеров страшные истории из жизни местного общественного транспорта. Одна голландка рассказала, как 7 (семь!) часов сидела в автобусе, ожидая его отправления. А потом путь, оцененный в путеводителе как пятичасовой, занял 14 (!!!) часов, включая остановки, поломки и прочее.
Слушая эти ужасы, хотелось приласкать Офис, который избавлял нас от автобусных страданий. Но вот машина продана. Теперь наша очередь испить сию чашу.

Хлебнули мы опыта сразу. 370 километров от Бандиагары до Уагадугу растянулись на 10 часов с длительными остановками на обед и ужин и полуторачасовым спором на малийской таможне о размере взятки пограничнику. Многие пассажиры автобуса едут торговать, а потому поддон и крыша автобуса забиты товарами – часто в количествах, не предусмотренных таможенными нормами.


Photobucket



Автобус Уагадугу-Ниамей первую половину 500-километрового маршрута шел без приключений и даже с опережением графика. А потом начался Нигер.
По количеству военных и полицейских постов эта страна может легко соперничать с Мавританией. Впрочем, что еще ожидать от страны, где у власти военная хунта, да и выборы на носу.

В общем, после всех задержек, отнявших в сумме три часа, мы снова увидели могучую реку Нигер и раскинувшийся по ее берегам Ниамей. Вот тут-то, на виду столицы, мы и встали еще на два часа, распрощавшись с солнечным светом.
Причина: забастовка таксистов, которые не пускали в город ни автобусы, ни грузовики.

Но это все призказка. Сказка началась с покупкой билета Ниамей-Котону. Более 1000 километров плохого асфальта от реки Нигер до Гвинейского залива. От сахельских саванн до тропических лесов.

Вроде бы, путешествие не ожидалось сверхяжелым. Нигерская компания SNTV известна своими хорошего качества автобусами и соблюдением расписания. Недаром девиз компании: «Безопасность. Пунктуальность. Комфорт». Именно эту вывеску мы и наблюдали в течение полутора дней, что жили на вокзале.

Photobucket



Жить там, кстати, можно. В необычайно, по африканским меркам, чистом зале ожидания мы оборудовали себе угол с розеткой и создали небольшой компьютерный центр. Пользуясь случаем, я наконец-то дописал «висевшую» на мне статью. Игорь обрабатывал фотографии. В общем, время мы проводили с пользой.

Интересно наблюдать за вокзальной жизнью. На территории автостанции живет не менее пятидесяти человек. Вот только в зал ожидания они почему-то не ходят, оставаясь в домике для транзитных пассажиров. Там резвятся дети, мамы стирают белье, мужчины валяются на матах. Ближе к вечеру во двор выносят телевизор и все усаживаются вокруг него смотреть сериалы и новости из Кот-Д'Ивуара. Последнее смотрят с особым интересом, ведь большинство из них как раз оттуда. И застряли они здесь как раз потому, что не могут уехать на Родину – граница КДИ все еще закрыта, в Абиджане все еще бои.

Утром и вечером приезжали автобус и грузовик с номерами Берега Слоновой Кости. Происходила часовая погрузка вещей (кузов грузовика и крышу автобуса грузили с горкой). Но, видно, отмашку на отъезд автокомпания не давала, поэтому через час-другой все вещи сгружали обратно и ожидание возобновлялось.

Наше ожидание также затянулось. В два часа дня вновь пришел начальник вокзала (тот самый, что подходил к нам ночью) и сообщил, что автобус все же не сможет прийти. Так что мы можем отправиться только завтра в те же 4 утра. Компания была готова вернуть нам билеты, но ехать самим было уже поздно. Максимум мы бы успели добраться до темноты до границы с Бенином. Ночью нас через нее не пустят из соображений безопасности. Про автостоп не могло быть и речи. По сообщениям «Евроньюз» Национальная Гвардия Нигера вступила в бой с похитителями французов где-то у границы с Мали. Сейчас на ушах стоят все правоохранительные органы страны. Полиция вытащит нас из попутки на первом же посту.

Начальник вокзала был сама любезность. И даже пустил нас вечером в свой кабинет, предоставив интернет на своем компьютере. Так что я успел не только дописать статью, но и отправить ее.

Кстати, вечером стало известно, что французов убили...
Правда, по мнению местного населения, это не дело рук Аль-Каиды, а разборки на почве ревности. Один из французов должен был жениться на местной туарегской женщине, а ее ухажер приревновал.



…На следующее утро мы все же поехали. Разбушевавшийся еще вчера харматтан (ветер из Сахары, дующий в Сахеле зимой) закрыл желтой пеленой небо и песчаными волнами выдувал нас из Сахеля. Погуляли, и хватит. Пора домой. И хотя дом у нас на севере, аэропорт, откуда мы полетим домой – на юге, на берегу Гвинейского залива. Туда и полз автобус, кряхтя на каждой колдобине и ежеминутно съезжая на обочину. До границы с Бенином мы ехали семь часов. И это чуть более четверти пути.

В Бенине дорога сильно лучше не стала. Зелени стало больше, но она была покрыта плотным слоем пыли. Так что Северный Бенин не произвел положительного впечатления. К середине пути на остановках автобус приходилось заводить уже «с толкача». Все пассажиры толкают, а водитель пытается реанимировать зажигание. Маленький на карте, Бенин начинал казаться не таким уж маленьким.

В общем, в Котону мы приехали в 2 часа ночи. Перегон, на который в путеводителях отводят 13-15 часов, занял чуть больше 21 часа. И это при том, что наш автобус объективно был самым быстрым средством передвижения на дороге, обгоняя даже буш-такси. Сколько займет переезд Ниамей-Котону на грузовике, страшно и подумать. Ждем ремонта дороги.

Третью ночь подряд ночевали на вокзале (в Котону нет зала ожидания, но территория огорожена и все удобства в наличии). Маты для пассажиров набросали прямо на земле – мы даже палатку ставить не стали.

Теперь мы можем с чистой совестью сказать, что с западноафриканским автобусами мы знакомы. И предаться заслуженному отдыху в приморским, почти карибских по атмосфере, городках Бенина.
Перефразируя известную поговорку, «А ля гар ком а ля гар». На вокзале как на вокзале.
Tags: АФРИКА, Бенин, Нигер, дневники и травелоги, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments